О ТРИЗ родителям

«Я- Снеговик! А ты кто? Пущу тебя в теремок, если скажешь, что у нас общее.»
ТРИЗ игра «Теремок»

Мы недавно беседовали с коллегами о головоломках и пришли к выводу, что очевидные и повсеместные для нас вещи, для остальных таковыми вовсе не являются.
 Спрашивают меня родители про ТРИЗ, а попробуй тут  уместить всё в один  короткий рассказ… Думаю, что любую тему, которую сумел прожить, нетрудно облачить в слова. Так что расскажу о том, как эту тему чувствую.
 Я вошла в тему, как и многие, через задачки в картинках в советских журналах, которые  в то время были вроде тестов на сообразительность и по слухам использовались для  отборов в вузы и спецслужбы. Удивлялась я тогда, что встречались мне люди, которые щёлкали  такие задачки, как орешки. Как это?  Почему одни люди сообразительны, а другие нет?

 Люблю вспоминать историю, рассказанную мужем, в бытность его директором крупного супермаркета. Обнаружил мой директор на рабочем месте молодых продавщиц да на каблуках, по регламенту неположенных, и  велит им  переобуться. Одна немедленно побежала исполнять, а вторая ему и говорит: «А можно я сейчас, в свой обеденный перерыв, на каблуках похожу, а потому переобуюсь?».  Ему нечего было возразить. Оказывается, так можно было?!

История вторая случилась в моём детстве. Когда у подруги дома её младший брат закрылся изнутри в туалете и не отпирал дверь никакими мольбами. А подруга быстро сообразила и не стала упрашивать, а поступила наоборот: » Я тебя закрыла: ха-ха-ха!». Мальчик сразу открыл дверь.
 Следующая история смешная, про меня. Я замещала репетитора по математике для маленькой украинской школьницы. Я тогда только переехала туда жить, и язык не знала. Девочка была, к моему  счастью, русская, а вот учебники- нет. Решает она у меня задачу. Я смотрю в книгу и ничего не понимаю! Какие-то гудзыки на смужках…Потом быстро вспоминаю, что я взрослая тётя, а это математика в начальной школе, т.е мне в принципе всё равно, что такое гудзыки, главное, что они в определённом количестве на смужках, и по столько  штук в коробках лежат. Сижу, рисую нечто в коробках- решаю:)

 Замечали, как некоторые ребята нестандартно решают обычные задачки, вроде найти четвёртую лишнюю картинку? Когда, например, из карточек с игрушками и кактусом, вылетает кактус вовсе не потому, что это «не игрушка», как ожидается, а потому что  кактус-«он»( мужского рода),  не может быть пластмассовым, может разбиться, опасный, бывает съедобный, может замёрзнуть и т.д. И лишним может оказаться из всей этой компании  с кактусом как раз невинный кубик, потому что у него углы есть, а у всего остального нет.

 Ещё сотню таких историй о природной сообразительности можно рассказать. Только вот оказывается это свойство ума можно прокачать. Методы есть! В ТРИЗ.

Кроме изобретателей, которые используют эти методы для своих интеллектуальных упражнений и собственно изобретений, методы ТРИЗ(теории  решения изобретательских задач) используют авантюристы, мошенники, бизнесмены, рекламщики, писатели,  педагоги, дизайнеры, декораторы и  все, кому по роду деятельности приходится находить решение в сложных противоречивых ситуациях, планировать действия в непредвиденных обстоятельствах, и получать  результат с минимумом вложенных средств.

Я лично столкнулась с необходимостью дополнительных методов для развития письменной речи во время репетиторской практики. О том как с помощью ТРИЗ можно с дошкольного возраста успешно готовиться в написанию хороших  сочинений в школе, я писала в блоге здесь.  О других полезных мне методах ТРИЗ я писала в посте:
Что делать, если нужно сочинить сказку, а вдохновение не пришло

Могу рассказать про чудесный опыт коллег- художниц, музыкальных работников, парочки знакомых писателей, дам наводку на пост про создание умопомрачительного адвент календаря в  блоге «Магия Биологии», статью о создании лепбуков по методам ТРИЗ, статью «Инструменты ТРИЗ в планировании работы воспитателя детского сада», которая здорово поможет организаторам тематических недель с детьми и т.д.  Всё это я нахожу полезным для себя, не будучи специальным педагогом по ТРИЗ.

Зачем ТРИЗ детям?

Мне нравится  пример из книги А. Гиса «ТРИЗ-педагогика. Учим креативно мыслить.»

Известный физик Лео Силард предложил простой образ: изобразим всё знание человечества как шар. Тогда пространство вне шара – область неизвестного. Поверхность шара символизирует границу с неизвестным. Но чем больше объём знаний, тем больше площадь соприкосновения с неизвестным. И каждая точка этой площади – новая задача.
Количество новых задач, с которыми приходится сталкиваться людям, резко возросло. И ответственность за решение новых задач также возросла. Хорошее решение задачи – новые возможности. Плохое – новые неприятности, вплоть до экологических катастроф. Впервые в истории человечества появилась потребность в целенаправленной и массовой (!) подготовке Решателей.


Скажем так: необходима профессия Решателя. Не просто химика или биолога, физика или техника, психолога или социолога, а именно Решателя, потому что в современных условиях мы всё чаще сталкиваемся со сложными многофакторными задачами, которые значительно шире любой конкретной специальности. Кто-то должен вязать концы в единый узел, кто-то должен понимать язык и интересы представителей разных специальностей. И если творчество вообще подлежит изучению и имеет свои закономерности – кто-то должен уметь ими пользоваться…


А теперь отвлечёмся и представим себе, что машина времени изобретена. Посадим в неё обычного восьмиклассника средней школы и отправим в Пизанский университет XIII в., где собрались выдающиеся математики Европы, чтобы посоревноваться в делении многозначных чисел. Это трудное дело требует большого опыта и интуиции. Ведь цифры записываются в римской традиции (арабское исчисление пришло в Европу позже), и методов деления не существует – ответ подбирается и проверяется обратным действием… Соревнование математиков заканчивается быстро, с «разгромным счётом» в пользу восьмиклассника. Он что – гений? Нет, но зато у него есть простой метод – деление «уголком».


Может быть, это подсказка к разрешению противоречия? Мы не можем всех сделать гениями, но можем вооружить многих методами решения сложных задач!

Как работают методы ТРИЗ можно посмотреть на замечательном примере сказки «Болтливая старуха» с сайта Валерия Гальетова, который очень наглядно преподносит  алгоритм решения творческих задач. ТРИЗ за 5 минут!

«Болтливая старуха»
Один старик нашел в лесу большой кусок золота.( читать сказку дальше)

Алгоритм решения задачи стариком:

Пока старик стоит, любуется – проблемы еще нет. Проблемная ситуация возникает тогда, когда он начинает хотеть иметь это золото, когда возникает желание изменить ситуацию «золотой слиток лежит в лесу» на «золотой слиток лежит дома». В его голове возникает масса вариантов о том, что ему делать. Одному не унести, если спрятать – то как тогда пользоваться, отколоть кусочек – жалко оставлять остальное. Возникает АП (административное противоречие) – нужно перенести весь слиток домой, но как это сделать?

На основе АП находится решение – позвать старуху. Но старуха очень болтлива, как только принесут домой, она сразу побежит всем рассказывать. То есть возникает нежелательный эффект. ТРИЗ рекомендует сформулировать ТП (техническое противоречие):

— если позвать старуху, то: золото быстро можно принести домой (хорошо), но она сразу же выболтает (плохо);

— если не звать старуху, то: никто ничего не узнает (хорошо), но золото останется в лесу (плохо).

Затем формулируется ФП (физическое противоречие) как предельно жесткое требование: нужно старуху позвать, что бы донести слиток домой, и нельзя звать, чтобы это осталось в тайне.

Старик принимает решение старуху позвать, так как на первом этапе претензий к старухе нет: она поможет быстро и легко донести золото. Проблема возникнет позже, когда она побежит всем об этом рассказывать. Поэтому возникает вторая задача: «Как сохранить тайну, если старуха ее выдает». (Важное дополнение: сложную задачу следует периодически уточнять, ставить новые задачи).

Старик формулирует ИКР (идеальный конечный результат) – «Старуха выдает тайну и сама себя опровергает». То есть одним предложением выдает тайну, а следующим делает это сообщение незначительным, неважным. Сама она, конечно, этого делать не будет, поэтому ей нужно «помочь».

Старик использует прием «Сделать заранее». Далее, используя доступные ресурсы, создает фантастическую ситуацию: с помощью приема Объединение (или, в данном случае, Фантастическое сложение) — развешивает блины на кустах; приема Инверсия (или Перемещения) – меняет местами зайца и щуку. Более того, он использует даровый ресурс – когда старик со старухой выходят на опушку леса, и слышится рев коров, старик говорит, что это «черти барина дерут». 

 В результате, когда золото было принесено домой, и старуха всем разболтала, пришел барин, который стал требовать золото себе. Старик отпирался – ничего, мол, не находил. А старуха, рассказывая со всеми подробностями о своем путешествии за золотом, совершенно обесценила это сообщение нереальными историями. Старухе никто не поверил и золото осталось у старика.

Таким образом, проблемная ситуация была решена в соответствии с Идеальным Конечным Результатом.(ИКР — важнейший инструмент ТРИЗ. Он помогает найти и выдержать направление на предельное решение: малозатратное, эффективное. Формулируется по схеме: Объект САМ выполняет желательное действие.)

 Надеюсь, что вам, так же, как и мне, понравилась такая «расшифровка» сказки с позиции технологии ТРИЗ. А, может быть, вы и сами попробуете решить какую-нибудь проблемную ситуацию с помощью алгоритма решений противоречий? Сначала прочтите всю статью  В. Гальетова.

 На первом этапе знакомства с ТРИЗ занятия даются не как форма, а как поиск истины и сути. Ребенка подводят к проблеме многофункционального использования объекта.
Следующий этап – это «тайна двойного» или выявление противоречий в объекте, явлении, когда что-то в нем хорошо, а что-то плохо, что-то вредно, что-то мешает, а что-то нужно.
Следующий этап – разрешение противоречий. Для разрешения противоречий существует целая система игровых и сказочных задач.

Например, задача: «Как можно перенести воду в решете?» Педагог формирует противоречие, вода должна быть в решете, чтобы ее перенести, и воды не должно быть, так как в решете ее не перенести – вытечет. Разрешается противоречие изменением агрегатного состояния вещества — воды. Вода будет в решете в измененном виде (лед) и ее не будет, так как лед — это не вода. Решение задачи — перенести в решете воду в виде льда.

На этапе изобретательства основная задача: научить детей искать и находить свое решение. Изобретательство детей выражается в творческой фантазии, в соображении, в придумывании чего-то нового.

Популярна для  примера  ТРИЗ сказка  «Девочка-умница». Детям лет 5-7 предлагается помочь девочке-умнице спасти своего отца. Для этого надо выполнить задания царя, например, принести и не принести подарок.
 Примеры решений:
Задание: «Девочка принесла в подарок царю крышку от ларца».
Ответы детей: «Была подарена часть подарка. Это и подарок и не подарок. Можно подарить часть чего-то: обложку от книги, колпачок от ручки и т.д.
Задание: «Девочка изо льда сделала бриллиант».
Ответы детей: «Сначала был подарок, а потом растаял. Можно что-то изо льда сделать и на огонь».
Задание: «Девочка подарила веник и ведро царю. Он закричал: не царский это подарок».
Ответы детей: «Царю это дарить не надо — это не нужная вещь ему. Можно подарить фартук для кухни или тряпку для пыли».
Задание: «Девочка принесла фотографию новой короны для царя».
Ответы детей: «Это не сам подарок, а его замена на фотографию. Можно еще слепить или нарисовать что-нибудь ценное для царя».
Задание: «Девочка принесла птицу в подарок, а она улетела».
Ответы детей: «Подарок сначала был, а потом улетел. Можно кошку подарить — она убежит, рыбку — уплывет и др.».
Задание: «Девочка принесла кусок металла и говорит — делай себе сам трон!».
Ответы детей: «Это не сделанный подарок. Царь не может делать трон сам. Она может принести нитки и говорит — вяжи себе свитер».
Задание: «Девочка принесла торт и собачку. Говорит царю: Ешь вкусный торт, царь не успел еще взять — собачка торт и съела».
Ответы детей: «Девочка объединила торт и собачку. Подарка не получилось. Можно вкусное объединять с кошками и собачками — царю подарок не достанется».
Задание: «Девочка принесла в подарок ядовитую змею. Возьми, царь, подарок! Нет, не нужен мне такой подарок!»
Ответы детей: Это вредный подарок. Все вредное можно подарить, царь сам откажется».  Источник: http://trizminsk.org/e/260023.htm

Тренинги по приемам разрешения противоречия могут осуществляться на заданиях, связанных с девочкой — умницей, которая должна «и не прийти и не приехать к царю», или «должна прийти и одетой, и раздетой к царю».

 Осознание способов разрешения противоречий позволяет детям использовать их при решении творческих задач.
 Педагогу надо помнить, что не так важно решить с детьми задачу, как осознать прием, с помощью которого это производится.

Как эти приёмы представляются совсем маленьким деткам, которым все эти аббревиатуры и ни к чему пока, читайте в книге Пчелкиной Е.Л.»Детский алгоритм решения изобретательских задач (ДАРИЗ). – СПб.: НППЛ «Родные просторы».

Посмотрите, как разумно:

«Начинать знакомство детей с элементами АРИЗ лучше всего с понятия ИКР – идеального конечного решения, т.к. это очень хорошо сочетается с рядом приемов развития творческого воображения (РТВ), с которых обычно начинают изучение ТРИЗ. Знакомство с ИКР условно можно разделить на два шага: первый шаг – «сказочный», второй – «реальный».
Первый шаг (сказочный):
В сказках часто происходят чудеса. Стоит сказать волшебные слова или взмахнуть волшебной палочкой, и все, что нам нужно, происходит САМО.
Можно предложить детям найти примеры из известных им сказок, где что-то происходит САМО.
Например:
— скатерть самобранка – САМА накрывает на стол угощение и САМА же все
убирает;
— сани (в сказке про Емелю) – САМИ едут по дороге без лошади;
— ведра (в той же сказке) – САМИ несут воду в дом;
— топор (в той же сказке) – САМ рубит дрова, которые САМИ укладываются в
— клубочек (в сказке «Василиса премудрая») САМ катится перед Иваном и указывает дорогу;
— кусты роз (в сказке «Золушка») — вырастают САМИ, и т.д.

Таких примеров дети могут подобрать достаточно много. Можно предложить им сделать рисунки сказочных вещей, которые САМИ выполняют нужные нам действия.

Второй шаг (реальный):
В жизни не всегда все получается как в сказке, но если внимательно присмотреться к окружающему нас миру, то можно заметить много интересных вещей, которые тоже происходят САМИ без заветных слов и волшебных палочек.
Например:
— облака САМИ бегут по небу;
— речка САМА течет;
— мячик САМ отскакивает от пола и подпрыгивает;
— волны САМИ набегают на берег;
— листики на деревьях САМИ осенью желтеют и т.д.
Совершенно очевидно, что любой взрослый сможет объяснить с помощью физико-химических и биологических законов перечисленные выше явления. Однако дети этих законов ПОКА не знают, и для них это «САМО» — из реальной жизни, которую они наблюдают. По мере изучения в школе различных дисциплин они смогут объяснить те или иные явления, а пока эта реальность очень близка к сказочному «САМО». Обучая детей замечать такие «САМО», мы
развиваем у них наблюдательность, внимание и любознательность.»

Игры и задания по ТРИЗ, которые используют педагоги в дошкольных заведениях см. в книгах:

«Занятия по ТРИЗ в детском саду»С.И.Гин

«Калейдоскоп мышления» автор-составитель Елена Рябинина

Зоя Григорьевна Шустерман и Михаил Наумович Шустерман «Новейшие приключения Колобка, или Наука думать для больших и маленьких.»- сказка, с которой можно начинать знакомство с ТРИЗ для больших и маленьких- все методы доступно и наглядно объясняются.

 Чёткое знание  методов ТРИЗ  и их  аббревиатур  необходимо дошкольникам и школьникам для решения задач, как например в «Сборнике методических материалов по итогам олимпиады 2011» с анализом работ
— тут становится очевидным, чему могут научить педагоги( или не могут). Очень показательны примеры решений с пустым фантазированием, от которого нужно избавляться.
см. архив олимпиад

Задание для дошкольников из этого сборника
Прочитай внимательно задачу:
Маме часто приходится вставать ночью к малышу, так как он всё время шевелит ручками,вытаскивает их из-под одеяла и открывается во сне. Открывшись, малыш замерзает и плачет. Что можно сделать, чтобы малыш и ручками мог свободно двигать, и одеяло не сбрасывал?
Реши эту задачу, используя известные тебе инструменты ТРИЗ и действуя по знакомому тебе плану. Нарисуй и напиши (если умеешь) свой ход решения задачи.

Анализ готовых решений:
Большинство детей просто писали или рисовали ответ на поставленную задачу, что не показывало их знаний по ТРИЗ, т.к. написать какой-нибудь ответ можно и не изучая ТРИЗ. Но дети должны понимать, что сильные решения без методики получить гораздо труднее, и тем более трудно решить без методики серьёзные задачи. Другой частый недостаток работ –
невнимательное отношению к условиям задачи. Поэтому встречались, например, предложения привязать ребёнку руки, чтобы он не мог сбросить одеяло – вопреки условию, чтобы
малыш мог свободно двигать ручками. Однако были и такие ребята, которые при решении
задачи использовали простейшие инструменты АРИЗ или ДАРИ3:

определяли конфликтующую пару (КП);

формулировали
идеальный
конечный
результат
(ИКР) или, кто знает ДАРИЗ, – два варианта ИКР;

составляли физическое противоречие (ФП);

использовали
стандартные
приёмы
разрешения
противоречий;

находили ресурсы для решения задачи (ВПР4) -ВПР – вещественно-полевые ресурсы ;

объединяли ИКР и ВПР;

выдвигали идеи решений (ИР), вытекающие из
предыдущих шагов.


Учебный возможный вариант решения задачи
КП: одеяло – ручки малыша.
Почему именно так? Многие дети выделяли КП — «малыш и мама» или «мама и одеяло».
При определении КП необходимо ответить на вопрос
«Что мы хотим получить в результате решения нашей проблемы?».
Ответ укажет нам две половинки КП: «Мы хотим, чтобы ручки малыша не сбрасывали одеяло».
ИКР1: одеяло само не сползает с малыша
ИКР2: ручки сами не стаскивают одеяло
Ресурсы: одежда для ручек (рубашонка), само одеяло (его края, углы, размер).
одеяло с помощью рубашонки не сползает с малыша;
ручки с помощью рубашонки не стаскивают одеяло.
ФП: часть одеяла, закрывающая ручки, должна сползать, поскольку ручки вылезают наружу,
но часть закрывающая ручки, не должна сползать, чтобы ребёнок не замерзал.
ИР: объединить одеяло с рубашкой (рукава рубашки являются частью одеяла) – и тепло, и ручки свободны.

Решения детей:

Это могут наши дошкольники!

Школьники способны решать сложнейшие задачи. Однажды меня очень впечатлила история,  о том, как вооружившись методикой ТРИЗ  дети в кружке» Юный изобретатель» решили загадку знаменитых стаканов Вершинина. Стаканы примечательны тем, что никто после крепостного умельца, так и  не сумел эту технологию  повторить. Похоже, секрет наконец раскрыт!
 Читать статью и решать задачки для взрослых  на сайте trizland.ru

https://www.trizland.ru/trizba/articles/2616/

 Игры с детьми и родителями из сборника «Калейдоскоп мышления»
МОДЕЛЬ «Элемент-имя признака-значение признака».КЛАССИФИКАЦИЯ.
1. Расскажи о предмете.
Предложите ребенку поочередно называть различные свойства какого-нибудь небольшого предмета, который можно взять в руки (чашка, мячик, машинка, карандаш и т.п.) – какой он? В чем его особенность? Чем он отличается от других предметов? Каждый участник называет что-то одно и передает предмет следующему участнику. Обязательное условие – это должен быть именно предмет (не картинка) и участник обязательно должен держать его в руках, чтобы можно было внимательно осмотреть, потрогать, понюхать, ощутить вес, и т.п. Принимаются любые подходящие ответы – не только по конкретным признакам (стеклянная, легкая, белая и т.п.), но и самые разнообразные особенности: например, на донышке чашки есть небольшой подтек глазури (это особенность именно этой чашки), чашку можно повесить за ручку на крючок, если она разобьется – можно выложить мозаику, в нее можно посадить комнатный цветок – использовать как цветочный горшок, можно поучить буквы (если, например, чашка с именем) и др.

Иногда дети «зависают» на одном каком-то признаке. Например: «В чашку можно налить чай… в нее можно налить компот… можно суп… воду…» и т.д. В этом случае объявите: «Да, это особенность чашки – в нее можно наливать разные жидкости: и чай, и компот, и суп. Давай поищем, в чем же еще есть особенность, кроме того, что в нее можно что-то налить».


2. Игра с мячом.
Ведущий (на первых порах взрослый, затем может быть ребенок) задает многовариантное задание: «Что летает? Что красное? Что шуршит?» и т.п. и кидает мяч участнику. Участник, отвечая, возвращает мяч. Постепенно темп увеличивается.
Систематизировать можно:
— по цвету (белое, прозрачное, разноцветное, …)
— по форме (круглое, квадратное, бесформенное, …)
— по размеру (выше стула, но ниже шкафа, …)
— по материалу (железное, деревянное, из ткани…)
— по звучанию (свистит, шипит, пищит, …)
— по запаху (что приятно пахнет, …)
— на ощупь (острое, мягкое, шершавое, …)
— по вкусу (сладкое, соленое, невкусное, безвкусное, …)
— по способу передвижения (летает, ползает, катится, …)
— по агрегатному состоянию (твердое, жидкое, газообразное)

и по другим признакам по выбору.


3. Развиваем наблюдательность.
Положите перед ребенком три предмета, не очень похожих друг на друга, но и не имеющих бросающихся в глаза различий, например, три луковицы (или три моркови, три камушка и др.). Предложите ребенку внимательно осмотреть все луковицы и найти отличительные особенности каждой из них.
Затем, выбрав одну, и не говоря вам какую, нарисовать ее. А вы должны угадать, какую луковицу ребенок загадал. Рисовать можно любым способом, привычным ребенку: простым карандашом, фломастерами, мелками, красками и др. Рисунок может быть как цветным, так и однотонным. Главное, чтобы ребенок передал особенности конкретного объекта.
Если задачка не отгадана, нужно провести дружеское обсуждение. Попросите автора показать выбранный объект и объяснить, какие его индивидуальные особенности, отличающие от других предметов, он посчитал важными. Разберитесь вместе — действительно ли это так, и удалось ли ребенку отобразить это в рисунке.
Это упражнение можно провести и словесно: после рассматривания ребенок не рисует, а рассказывает о задуманном объекте, описывает его, а вам нужно угадать.
4. «Теремок»
Эту игру можно использовать как словесную, но, в силу психологических особенностей дошкольников, лучше использовать картинки или предметы. Игроки выбирают для себя картинку или предмет. Считалкой выбирается ведущий, он – хозяин теремка. Остальные по очереди «стучатся» к нему в гости (можно стучать по столу или просто проговаривать) и просят пустить их в теремок, так как они чем-то похожи на основной объект.
— Тук-тук. — Кто там? — Я кисточка. Пусти меня в теремок.
— А я – тарелка. Пущу тебя, если ты на меня похожа.
— Я похожа на тебя – ты круглая, и у меня тоже круглая палочка.
— Заходи!
— Тук-тук! — А ты кто? — Я – кукла. Я похожа на тебя: на тебе нарисован красный цветочек, и у меня — красное платье.
— Тук-тук! … Я – машинка. Я похожа на тебя: ты стеклянная и у меня есть стеклянные окошки.
Как вариант – можно впускать в теремок тех, кто отличается от «хозяина» по каким-то признакам.
— Ты твердая, а у меня есть мягкая щетинка (тарелка и кисточка)
— Ты посуда, а я — игрушка (тарелка и кукла)

— Тебя нельзя разобрать на части, можно только разбить, а меня можно разобрать на несколько частей, а потом собрать обратно (тарелка и машинка).

Что почитать?
Книги по ТРИЗ и с элементами ТРИЗ:
1. Сергей Федин: Учимся думать и придумывать. Занимательные задания для детей 5-8 лет
Подробнее: http://www.labirint.ru/books/320646/
2. Девочка Маша, кукла Наташа и все-все-все Подробнее: http://www.labirint.ru/books/318905/
3. Гин, Андржеевская, Фаер: Окружающий мир. 1 класс. Учебник. В 2-х частях.
Подробнее: http://www.labirint.ru/books/328513/
4. Гин, Андржеевская: Классная тетрадь. К учебнику «Окружающий мир. 1 класс». В 2-х частях. Часть 1.
Подробнее: http://www.labirint.ru/books/355565/
5. Гин, Андржеевская: Окружающий мир. 1 класс. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир. 1 класс». В 2-х частях. Часть 2
Подробнее: http://www.labirint.ru/books/355566/
6. Анатолий Гин: ТРИЗ-педагогика. Учим креативно мыслить
Подробнее: http://www.labirint.ru/books/532966/
7. Светлана Гин: Мир загадок. 1 класс. Подробнее: http://www.labirint.ru/books/283045/
8. Вольт Суслов: Надо обязательно быть изобретательным
Подробнее: http://www.labirint.ru/books/509547/
9. Баллод, Румянцева: Про маленького поросенка Плюха Подробнее: http://www.labirint.ru/books/352292/
10. Анатолий Гин: Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность Подробнее: http://www.labirint.ru/books/228539/
11. Серия книг. Гин, Андржеевская: Хищники нападают. Книга 2 Подробнее: http://www.labirint.ru/books/325291/
12. Генрих Альтов: И тут появился изобретатель. Задачи на смекалку и сообразительность
Подробнее: http://www.labirint.ru/books/127762/
13. Марина Сычева: Первые уроки музыки. Учебно-методическое пособие с элементами ТРИЗ Подробнее: http://www.labirint.ru/books/189423/
14. Владимир Богат: Большие открытия маленького львенка
Подробнее: http://www.labirint.ru/books/457649/
15. Хоменко Н.Н., Сидорчук Т.А., Корзун А.А. Развитие творческого мышления, воображения и речи детей 3-10 лет Прочитать: http://otsm-triz.org/content/kids3-10
16. Таро Гоми: Истории. Альбом для развития креативности. 3+ Подробнее: http://www.labirint.ru/books/380259/
17. Мадлен Дени: Рисуй, калякай и играй. Увлекательный альбом для развития творческих способностей и подготовки руки Подробнее: http://www.labirint.ru/books/507481/
18. Александр Голубев: Вокруг света за 80 штрихов. Страны и континенты. Всемирная бродилка-находилка
Подробнее: http://www.labirint.ru/books/429029/
19. Сэм Хатчинсон: Зверажуры. Найди всех, кто спрятался Подробнее: http://www.labirint.ru/books/529786/
20. Гвидо Генехтен: Включи воображение! Рисовалка — занималка — развлекалка Подробнее: http://www.labirint.ru/books/495587/
21. О детском рисовании http://www.ozon.ru/context/detail/id/24376870/?gclid=

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *