Головоломки для дошкольников

 У тех ум в порядке, кому легки загадки


Провожу занятия «В мире головоломок» для детей 5-6 лет вместе с родителями.

 Уникальный опыт получился для всех участников процесса- «Не рядом, не над, а вместе»
( Только что комментировала пост в «Ни минуты покоя» на эту тему- там педагог работает именно по такому принципу).

 Как обычно, интересно было наблюдать, как родители относятся к самостоятельности своих чад: кто-то даёт полную свободу, полагается во всём на педагога  и отдыхает, кто-то честно выполняет задания наравне с детьми, кто-то выполняет работу за ребёнка…

  Я в свою очередь постаралась, чтобы родители заметили, что дети не маленькие взрослые, по распространённому заблуждению, а ДРУГИЕ. Показала, как я хвалю, удерживаю внимание, поддерживаю интерес. А самое главное- научила играть:)

 Начали мы игры с куба «Фантазия», который я представила по- монтессориански: «Это куб. Его можно разобрать и собрать обратно. Я покажу, как. А потом  ты сможешь сделать это сам». А дальше все в полной тишине наблюдали, как я медленно разбирала куб на детальки, по одной, и аккуратно ставила их рядом.

 Кубы вручила взрослым и детям. Улыбнулась мучениям взрослых:) Куб дался не всем:) Интересно, что кто-то постарался запомнить, как я разбирала  и собирала куб, кто-то сложил новым способом, кто-то запомнил собранную модель и мысленно нашёл место деталям, чтобы сложить его обратно.
 Я рассказала, что именно дети научили меня собирать этот куб. Сначала я спросила присутствующих детей, на что похожи отдельные детали куба. Затем мы вместе придумали историю про каждую деталь:
 серые фигуры- это «человек», который сидит и смотрит на свои ноги и видит в ногах «змею»- это фиолетовая фигура. Человек срочно обувает сапоги- две оранжевые фигуры и вооружается, на всякий случай, бумерангом. Гениально же!:)

Кстати, почти все дети 5-6 лет знают, что такое бумеранг:)))

 Из этого куба по прилагающейся инструкции сложили собачку, кресло и  ещё что-то загадочное:)

 Кубики Никитина  оказались знакомы детям по детским садам, и ребята быстро уложили в коробках все кубики красными гранями вверх. Я показала, как можно самим придумывать схемы на листах с крупной клеткой.

 Следующей головоломкой был танграм. Я рассказала легенду о происхождении игры, иллюстрируя свой рассказ фигурками из танграма, акцентировала внимание взрослых на широком развивающем диапазоне игры: математика, речь, творчество. Показала последовательность этапов знакомства с игрой, чтобы она стала доступной детям 5 лет и привлекательной для самостоятельных и семейных игр в дальнейшем. В блоге есть подробный  пост на эту тему

Интересно, что как только детям в руки попала перевязанная резинкой стопка цветных карточек с фигурками из танграма для игры «Парные картинки», они тут же стали с этими карточками играть и  сочинять истории:
» Подружились заяц с кошкой и пошли они к… жуку( это про черепашку вообще-то)))» и т.д.

 Пока дети делали открытки с сердцем из танграма, родители участвовали в турнире с 36 заданиями. За каждую разгаданную схему получали по 10 баллов, за решение с подсказкой-5. Рекорд- 11 разгаданных схем. Всем показалась сложной «Рыба».

Создалось впечатление, что с родителями тоже мало играют, а им хочется:)

Следующее занятие с другой группой пошло  по другому сценарию. Для меня всегда интересны такие повороты:) На сей раз долго работали с кубиками Никитина «Сложи узор» как маленькие дизайнеры, придумывая варианты декоративных узорных «Плиточек». Выкладывали лебедей и  буквы по схемам, и без. Придумывать собственные схемы на  листах с крупной клеткой на сей раз не захотели.
 Куб «Фантазия» большинство ребят сложили с первого раза после моего монтессорианского показа. Одна девочка повторила этот процесс ещё несколько раз подряд.
 Очень долго играли с парными картинками. Родители восхитились возможностями этой игры вообще( я рассказала. как её можно сделать из надоевшего лото и применять для изучения букв или запоминания слов иностранного языка) и способностями одной девочки 5 лет, которая  к удивлению её мамы, чётко запоминала  положение картинок.
До турнира по танграму на этот раз не дошло. Наверное потому, что не было пап, как в прошлый раз. Мамы вообще сказали, что танграм для них -это сложно:)

На прощание сделали открытку с сердечком и  танграмом в подарок кому-то очень близкому

Головоломки для дошкольников: 13 комментариев

  1. Про то, что многие родители не наигрались — чистая правда! ))) У нас в городе есть детский познавательный центр "Зино", там много экспонатов на логику. Так родители зависают там не меньше детей.

  2. Понравился алгоритм — как собрать куб)) Иногда кажется, что такие давно известные в детском саду игры, как Танграм, кубики Зайцева и т.д., все знают, но это не так на самом деле. А родители — да:) любят играть.

  3. Интересный момент, когда про каждую деталь куба придумать историю) Такой кубик сама люблю собирать, но какого-то правила не придерживаюсь, не ставлю целью запомнить последовательность, хотя она существует.

  4. Вот именно так! Нам кажется, что всё давно всем известно, а на самом деле только педагоги- ходячие энциклопедии:)

  5. Жаль, у нас тут нет ничего подобного… И тут же начала соображать, как детский познавательный центр организовать))))

  6. Рада поделиться находкой:)Тем и хороши блоги, что всегда можно что-то новое найти;)

  7. К нам в город эту идею привёз один рижанин, похоже вдохновился эстонским АХА. Но видно что-то не очень у него пошло и лавочка быстро прикрылась, но местные девчонки, которых набрали для работы в центре не сдались и своими силами собрали из того, что было. Под помещение отвели фойе старого кинотеатра. А среди объектов чего только нет. И танграм, и головоломки, детские конструкторы и песочек, записи голосов птиц, иллюзорные приколы, физические опыты и рукодельные мастер классы. Вообщем малыми затратами на все вкусы. Так что всё реально.

  8. Оксана, здравствуйте.
    Здорово, что имеют место быть креативные педагоги (Вы — в их числе). Всё время что-то новое, активное, познавательное можно проследить в Вашем материале. Обычное — превращаете в необычное. Профессионал!
    Пусть это порой подборка, но её тоже нужно суметь сделать, собрать воедино. Ваш блог — клад для педагога.
    А мудрый — сможет воспользоваться. Спасибо.

  9. Все-таки хорошо, что у родителей есть дети, а у детей — родители))) Дети дают возможность взрослым поиграть, и это замечательно!

  10. Да!:) Мне понравилось заниматься с родителями:) они такие внимательные и терпеливые:)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *