Свобода и дисциплина в педагогике Монтессори

  С необходимостью вводить границы и учиться  предотвращать хаос я столкнулась 15 лет назад, впервые попав  в детсадовскую группу орущих и бегающих детей. Моя наставница просто впустила меня внутрь и закрыла за мной дверь. До этого я  уверенно чувствовала себя в образе  интеллигентной  школьной учительницы и вполне могла бы подавать пример благопристойного поведения и хороших манер. Это  мой аргумент против распространённого мнения о значимости личности учителя. Якобы существуют такие УЧИТЕЛЯ, у которых все проблемы решаются только собственно их явлением. Я была хороша!:) Дети всё-равно иногда вели себя неадекватно:) На вопрос: «Как устанавливать дисциплину?», я тогда получила ответ от опытных коллег :»Нет ключей и правил», что  как бы намекало на  влияние личности учителя. Но смутно помню из своего детсадовского детства  злющую няньку, у которой спали все, потому что боялись её. А из школьного детства, наоборот, вспоминаю любимых всеми учителей, которых можно было назвать строгими.   Что значит «дисциплина  на занятии»? Прежде чем говорить о  границах нужно понять, зачем мы их устанавливаем. В тихий час у злой няньки дисциплина  ради порядка. В школе- ради тишины, чтобы учитель мог донести тщательно подготовленную информацию. С другой стороны, в англоязычных школах на дверях висят таблички с предостережением, вроде: » У нас тут шумно- мы работаем!» В шумных классах, возможно, таким образом даже специально демонстрируются признаки бурной деятельности или по крайней мере, нескучных будней.   Попытаюсь сформулировать: мы (педагоги) хотим абсолютного внимания, атмосферы заинтересованности и сосредоточенности на поставленных нами задачах. Мы хотим этого для себя? А что нужно ребёнку?   Ответ на свой вопрос нахожу в педагогике Марии Монтессори- только в Монтессори классе границы нужны для того, чтобы ребёнок был свободным. Границы устанавливаются как средство помощи ребёнку в его развитии, ради безопасности ребёнка, окружающих, среды, ради усвоения им  необходимых, важных, реальных социальных норм.  Именно Мария Монтессори сформулировала  понятие «активная дисциплина»— человек следует правилам по своей внутренней мотивации. Вот ключик! Активная дисциплина может возникнуть только в подготовленной среде. Взрослый в такой среде  может отойти в сторону и спокойно наблюдать за деятельностью ребёнка.  В наблюдениях взрослый руководствуется правилом трёх раз: если негативное проявление замечено трижды- причину нужно искать в среде. Правил для педагога от ММ всего три: 1.Нельзя нарушать концентрацию( концентрацию ребёнка на конкретной деятельности)! 2. Не вмешиваться в неопасные действия детей, позволять разобраться самостоятельно в сложных ситуациях 3. Всегда вмешиваться, если действие опасно или  неприемлемо. «Не бойтесь разрушить плохое!». Действия педагога строго регламентированы в зависимости от возраста детей. Прежде всего это связано с разным уровнем развития воли.  Например,  у детей до трёх лет воля в зачаточном состоянии. Запреты не работают.  Всё опасное и нежелательное должно быть  вне зоны  доступа. У ребёнка ещё не сформировано  произвольное поведение.  Вы (с любым опытом общения с маленькими детьми) наверняка замечали, как крохи до трёх лет старательно складывают свои игрушки и вещички. Но в возрасте 4-5 лет они почему-то  уже по-барски благословляют на уборку мамок-нянек. В детском саду это очень заметно.    Педагоги  Монтессори выделяют особый, крайне важный возраст- 1.3- 2.5 года- сензитивный период порядка и правил. Именно до трёх лет «нормализация» происходит гораздо быстрее. На мой опытный взгляд, именно система Монтессори самая благоприятная для детей до 3-х лет.  Ребёнок растёт не по дням, а по часам. постоянно пробует наши границы на прочность, утверждается в мысли о собственном всемогуществе, но установленные нами правила не меняются. Образ стойкого и понимающего взрослого, который всегда рядом, помогает справится с эмоциями при неизбежном столкновении наших умников с реальностью. А затем и переносится во взрослую жизнь- становится внутренним голосом, который не даёт оступиться. Об этом мы уже читали с вами у Клауда и Таусенда » Дети.Границы, границы!»   Интересно, что  лет 15 назад на ежегодных педагогических курсах в Латвии, нам давали ключи к дисциплине и свободе, о которых речь пойдёт ниже, без упоминания Монтессори, видимо воспитывая широту взглядов и надеясь на могущество нашего «впитывающего разума» отсеять как-нибудь и когда-нибудь семена от плевел. На мой взгляд, в головах у нас  получился безвкусный микс, а мы стали от большого ума  педагогами- аниматорами, которые в любой момент рады заинтересовывать и развлекать. Я уверена, что мы  оказали  медвежью услугу детям, которых в школе никто развлекать не собирается. Это тема отдельного разговора.   Итак, несколько ключиков к дисциплине и свободе от Марии Монтессори 1.Устанавливать границы следует короткими и простыми формулировками. Пример: Чтобы ребёнок не раскачивался на стуле, следует сказать: «Ножки стула должны стоять на полу». 2. Установки в положительном тоне привлекают детей к сотрудничеству-  даём установку без запрета с частицей «не». Пример: Вместо запрета» Не рисуй на столе!»- «Краски предназначены для рисования на бумаге». 3. Исключать неясные вопросы.  Пример: вместо вопроса о том, будет ли ребёнок заниматься чем-либо, следует сказать «наступило время…». 4.  Избегать распоряжений в авторитарном  тоне.  Пример: Вместо «Тебе не следует бросать мяч» — «В мяч  мы играем на улице». 5. Предлагаем ребёнку выбор. Пример: Вместо «недопустимо бросать песок», следует сказать «если ты хочешь бросать, возьми мяч». Конкретные ситуации

  • Если ребёнок  бегает по группе.

1.Разобраться в причинах. Возможно, в группе слишком много свободного пространства, которое ребёнок стремится заполнить движением. Или педагог не умеет устанавливать границы- в таком случает  беготня происходит регулярно. Интересный момент наблюдала в Монтессори группе до 3-ёх лет. Педагог, взяв детей за руки, буквально демонстрировала шаг: «По группе мы делаем шаги: Шааг. Шааг». 2. Занять, отвлечь ребёнка 3. В группе  можно выделить место для бега или договориться о переносе бега до времени прогулки или  спортивных занятий. 4.  Предложить детям подвижную игру. Это способ переключения активно используется в детских садах, но вот как  будет в школе Монтессори мне ещё предстоит увидеть. Из теории я знаю, что подвижные и ролевые игры в этой системе не используются.

  •  Как пресечь гам.

 С первых дней предупредите: «Можно разговаривать только  как я». Удивительно, но обычно сами учителя провоцируют детей говорить громко. У меня был интересный случай. Я охрипла, и у меня пропал мой командирский голос. Говорить я могла только шёпотом. Это был мой первый самый тихий день в детском саду:)  На днях я  имела возможность посетить Монтессори сад и была поражена тишиной. Думаю, что прежде всего это связано именно с тем, что педагоги говорят почти  шёпотом. Нужно учить детей говорить голосом группы. У меня сейчас группа 5-6 лет на дополнительных занятиях после детского сада . Четверо детей. Одна девочка не разговаривает, а кричит. Спрашиваю у родителей, сколько детей в детском саду. Как я и предполагала, у них какие-то кадровые перестановки, и группы временно объединились до 30 детей. На третьем занятии мне удалось приглушить звук её голоса, заинтересовав её  интересной  настольной игрой, пока я очень тихим доверительным тоном сообщила правила игры. Всю игру шептались все!:)

  •  Уже сколько говорилось об этом! Общение с ребёнком должно происходить только на уровне его глаз! Не нависайте  незыблемой скалой сверху! Не заставляйте ребёнка  выходить на битву с вами, как с громадным великаном! У него может хватить на это смелости!:) Причём важно не только приседать рядом с детьми во время беседы, но и не торчать в полный рост посреди группы.
  • Постоянный систематический контроль за выполнением требований. Мой большой грех -поступать по настроению. А между тем, дети постоянно ищут лазейки.- хитрюги!
  •  Любой беспорядок можно предотвратить!  Например, вовремя осадить заводилу или  разделить закадычную компанию бунтовщиков- занять отдельными делами: «Петя сам. Вася сам.»
  •  В начале  курса занятий , для формирования группы, необходимы уроки вежливости, закон группы- правилам нужно учить!
  • Учитель- пример. В детском саду легко и просто  можно получить на орехи: » А ты сама!». Нужно самим соблюдать правила, которые мы устанавливаем для детей.
  • Стоп нежелательному поведению, без обсуждений. Так и сказать, строго и чётко, слово»Стоп» и придержать кусающегося ребёнка или развести драчунов. В Монтессори группах говорят: «Мы так не делаем!».
  •  Если ребёнок нарушает правила, нужно вывести ребёнка из среды. Дать возможность  «подумать о своём поведении». В любом случае, у него будет время успокоиться. В группе может быть стул для размышлений. Дети охотно уединяются на нём. Это не наказание, но ограничение:» Успокоишься/ Отдохнёшь- вернёшься в группу.»
  • Разрешение споров и конфликтных ситуаций может происходить за  столом дружбы, на котором в вазе прекрасный цветок. Разбираться в произошедшем нужно обязательно. Каждый должен иметь право высказаться. Мирилки  отлично работают в дошкольном возрасте. Жаль, что взрослые забывают о том, как полезно прощать.

Мне очень интересно, как работает Монтессори группа 6-9 лет . Задачи там уже другие. Ведутся например, беседы о о космических задачах человека, о его предназначении. Рассказывают например, как приспособили для занятий притчу о банке, наполненной камнями. Монтессори банка заполняется большими делами- крупными камешками, небольшими выполненными работами- песчинками и заливается водой- пустыми хлопотами. Наблюдаем, что воде остаётся не так много места. Заполняем вторую банку водой сразу. Сколько места остаётся для камешков? Нисколько! Продолжу погружение в среду Монтессори! Ждите новостей! Обещаю честно рассказывать про свои проколы:)

Свобода и дисциплина в педагогике Монтессори: 20 комментариев

  1. Оксана Дмитриевна за все Ваши рекомендации, полученные в ходе наблюдений. Проколы бывают у каждого из нас, только не каждый их видит и признает, а дети берут с нас пример)))

  2. Чего уж там не признать!:) Тёмный лес!:) Самое забавное в том, что я всегда была готова учиться новому, но тут сложнее обстоит дело- с Монтессори педагогикой придётся менять угол зрения, а это непросто:)

  3. Мне очень близки эти правила. Стараюсь именно так и поступать.
    Спасибо, Оксана, за материал, разложенный по полочкам, никогда не бывает лишним поучиться, проанализировать, примерить это на себя "А все ли я делаю правильно?".

  4. Спасибо, Оксана Дмитриевна, интересно, доступно и очень полезно! Отдельно благодарю за личный опыт, позволяет чувствовать себя уверенней)) Пойду делиться!

  5. Почему-то уверена, что у вас с дисциплиной порядок!)))Думаю, что этот пост ещё не раз дополню

  6. Личный опыт никогда не бывает лишним:) Уж сколько работаю с детьми, но время от времени удаётся подсмотреть новый полезный трюк у коллег:)

  7. Мы постарались создать развивающую среду таким образом, что я могу себе позволить наблюдать за детьми со стороны.
    Недавно у нас в саду были курсы повышения квалификации для педагогов области, у них была возможность пройти по группам. У нас в группе в свободном доступе для детей находится природный и бросовый материалы. Увидев большой поднос с камнями на полочке, многие были в шоке… А что дети с ними делают? А не засовывают ли в рот? Не кидают ли в друг друга?

  8. " А не засовывают ли в рот камни?"))) Всё-таки большинство педагогов этакие курицы- наседки! У нас в центре воды и песка стояли два тазика с водой и песком соответственно- так тоже первый вопрос был, не сыпят ли дети в воду песок. Нет, не сыпят. Потому что сами убирают.

  9. Вопрос о границах, запретах и дисциплине всегда непрост, спасибо, Оксана Дмитриевна, за очень ясные и конкретные рекомендации.Читала, и вспоминала своих коллег, кто так работает? К счастью, есть такие педагоги, но есть и другие…
    Стол дружбы с прекрасным цветком понравился)

  10. Вы точно всякого насмотрелись, Ольга Анатольевна!:) Интересно, что именно педагоги системы Монтессори охотно рассказывают и показывают, как они устанавливают дисциплину. Во-первых, потому что у них действительно тихо:)Во-вторых, их часто об этом спрашивают:)

  11. Оксана Дмитриевна, здравствуйте! Вы всегда очень дельный материал размещаете у себя в блоге. Всегда можно найти что-то полезное для себя. Ну этот пост просто находка в работе с детьми. Думаю, надо-бы буклет для педагогов сделать. Все, конечно, не войдет, но сделаем выдержки)

  12. Здравствуйте, Оксана!
    Большое спасибо за прекрасный и интересный пост! Очень пригодится в работе Ваш материал!

  13. Погодите, для буклета у меня есть материал- перевод уже не помню с какого языка… Мне понравилась форма подачи материала.Через недели две найду его:)

  14. Спасибо, Оксана! Очень интересно, когда теория переплетается с собственной практикой. И понимаю, что начинается педагогический приключенческий сериал о твоей практике в школе Монтессори))) Буду с удовольствием следить за инсайтами.

  15. Благодарю, Оксана, за пост. Как не странно, но работая ранее в частном детском саду нашего города, мы как по наитию всё это делали: говорить тихо, чтобы дети прислушивались, занимать непосед интересными им занятиями (незанятый ребёнок занимается тем, чем может — кричит и бегает), быть на уровне детей (у нас даже взрослых стульев в групах не было…) все сидели на маленьких детских, занимаясь с детками, или занимались с ними на коврике (в групах до 3-х лет), вместо "не беги" — " у нас в группе ходят". Как это всё близко! Хороший пост.

  16. Благодарю за отзыв! Побывала недавно в родном латвийском саду:носятся,шумят все-и дети, и педагоги издёрганные.Рассказала содержание этого поста, а в ответ услышала:"Вот если бы ты, как новый человек, вошла бы и начала говорить тихим голосом, то может быть тебя бы слушались:)То есть у них самих ничего не получится изменить:)Устают они слишком-это правда.А ещё я считаю вредным засиживаться долго на одном месте

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *