Теория мелочей или растим творческих людей

Как обидно бывает осознавать, что нет у тебя никаких талантов… А ведь способность к творчеству нужно было развивать с детства и это никогда не поздно!

Темой прошлого поста стала Реджио педагогика. Взгрустнулось по поводу условий в обычных детских садах, но кое- что мы можем взять на вооружение. Можно и нужно завести зеркала, изменить оформление помещений, продумать систему хранения мелких материалов, презентаций детских работ, а  если позволяет вкус, то внести некий творческий беспорядок в наши казённые условия, а самое главное- мы можем и должны научить Реджио педагогике родителей. Интересные совместные проекты могут получиться!

Всё, что мы хотим, но не можем изменить в детском саду наши дети могут получать дома!

Представляю вашему вниманию уникальный на русском языке ресурс  Реджио-педагогика дома  Там прекрасно всё: от краткого изложения идеи  до  дневниковых записей мамы. Кое-что необходимо взять на вооружение прямо сейчас!  Это Теория мелочей или  «свободных частей» (loose parts)

A loose parts picnic  www.ThinkinEd.com/pop-ups.html:
«Пикник».  Мелочь на любой вкус!  Подумайте, как предложить материал для игры!

   Сегодня по всему миру во многих садиках, семьях, школах, вдохновлённых Реджио-подходом, детям предлагаются для игры и творчества так называемые loose parts. Чаще всего это разные мелочи, небольшие предметы примерно одного размера в большом количестве. Это могут быть счетные палочки, пуговицы, бусины, стекляшки, ракушки, камешки, пробки от бутылок, шишки, жёлуди — любые мелкие предметы, если их достаточно много.   В более широком смысле (loose parts буквально — свободные части среды — без фиксированной роли и закреплённой области применения) сюда относятся все открытые материалы, которые можно использовать множеством способов, например, ленточки, мисочки, корзинки, деревянные плашки и т.д. Такие материалы красиво разложены на открытых стеллажах, и время от времени взрослые добавляют их в разных сочетаниях в «провокации», или приглашения к игре.

Зачем эти мелочи детям?

Теорию «loose parts» придумал архитектор Симон Николсон в 1972 году. По этой ссылке можно скачать его статью целиком (на английском языке). Симон Николсон задумывался о том, как получилось, что творчество стало уделом немногих «избранных», и как более эффективно готовить людей творческих профессий. Николсон дал очень интересное определение креативности

«Креативность — это игра с составляющими и переменными окружающего мира, в ходе которой ставятся эксперименты, делаются открытия и создаются новые концепции».

Переменными (variables), или свободными частями (loose parts), Николсон называет всё, что не статично и с чем можно взаимодействовать, что можно менять и разнообразить. 
По сути Николсон, описывая, как нужно воспитывать детей, чтобы любой из них мог заниматься творчеством, описывал принципы Реджио-среды!
Все пространства он делил на статичные, с которыми невозможно играть и взаимодействовать, и динамичные. Вторые привлекают куда больше и дают больше возможностей для развития. Николсон утверждал, что открытая, «интерактивная» среда позволит практически всем людям (не только избранным) проявить и развить свои творческие задатки.
Он говорил о том, что дети любят и должны много взаимодействовать с явлениями (вроде электричества или магнетизма), материалами, формами, запахами, музыкой, движениями, словами, животными, другими людьми…  Для развития креативности им нужна возможность выстраивать новые и разнообразные отношения с миром, экспериментировать! Самое важное в среде, окружающей ребёнка (и взрослого тоже), — динамика, открытость, возможность множества вариаций!

Loose part provocation >> I absolutely love that honeycomb container!!! :

Anneke van Veen

Вот краткое изложение теории Николсона:

Уровень возможной изобретательности, креативности и возможность совершения открытий в какой-либо среде прямо пропорциональны количеству и разнообразию в этой среде «переменных»

Чем больше в среде открытых материалов, тем шире возможности для взаимодействия. Чем больше разнообразных применений можно придумать с материалом, тем он полезнее… Чтобы помочь ребёнку развить свои творческие способности, предлагайте ему такие материалы и игрушки, которые можно использовать по-разному!
Loose parts в их современной трактовке, то есть мелочи, — самый простой способ обеспечить ребёнку нужное количество и самих «переменных», и их разновидностей! Эти камешки, палочки, стекляшки, резиночки можно свободно перемещать, складывать и перекладывать, можно бесконечно с ними возиться, совмещать с любыми другими материалами! Они дают гораздо больший потенциал для развития креативности, чем статичные материалы или части среды.

Обычно пополнить домашнюю развивающую среду такими коллекциями мелочей и открытых материалов довольно просто.

Часть из них даёт природа: камешки, палочки, жёлуди, каштаны, шишки (нужно только собрать их в достаточном количестве). Многое можно найти в канцелярских магазинах (скрепки, резиночки, счетные палочки) или в магазине по принципу «Все по одной цене» (декоративные стеклянные и акриловые «камешки», ракушки, декоративный цветной скотч). Чуть подороже материалы из магазинов товаров для рукоделия и хобби (перья, бусины, пуговицы деревянные и пластиковые разного размера и цвета, мелкие подвески)

How to make tinker trays for kids for open ended process art - Reggio Inspired
+ фото

Лучше всего хранить мелочи и открытые материалы

  •  рассортированными (сортировать и придумывать принцип сортировки — по цвету, по типу — можно вместе с ребёнком)
  •  в прозрачных контейнерах или корзинках, ящичках,
  •  в зоне видимости ребёнка (если пока нет возможности положить все сокровища в зоне доступа). (reggiofamily.com)
Easter counting - from Rachel (",):
+ фото
Transient art with metal, silver & grey loose parts - from Rachel (",):
+ фото

 См. большой альбом мелочей . Обратите внимание, с чем можно играть и  как провокационно, но эстетично, со вкусом, подаётся игровой материал. В заведениях Реджио работают художники, а значит, это для нас с вами, коллеги, творческий вызов:)

IMG_1508
+ фото природных провокаций
Invitation to Play: Under the Fall Tree~ Buggy and Buddy
Ещё можно успеть! + фото
Autumn art provocation at Robina Scott Kindergarten ≈≈                                                                                                                                                                                 More:
Правда, хочется творить?;)

Теория мелочей или растим творческих людей: 14 комментариев

  1. Ооо, это — моё!!!
    Моё — мировосприятие, моё ощущение, но только так трудно, я не могу найти в этом единомышленника, найти осуществителя моих мыслей, моих представлений об окружающей развивающей среде…
    Огромное спасибозастаью.Может быть, отправим в Детскую галерею?
    И предыдущий пост.
    Повторюсь, в российском образовании — это мечты! Уж больно много у нас педагогов, далеко за 50… крепкой советской закалки.

  2. Двигаюсь маленькими шажочками к заветной цели — открытию своего семейного клуба развития и творчества. Я ещё далека от цели. Забавно, что столько развиваясь, набираясь знаний и опыта, оказывается, что все условия для работы в соответствии со своим видением развития детей я имела на своём первом месте работы, где, получается, и надо было оставаться, а не отправляться мир смотреть)))

  3. О, счастье!!!! Огромное спасибо, Оксана Дмитриевна, обожаю такие штучки и когда их много. Вот запуск для воплощения детской фантазии!

  4. Оксана Дмитриевна, я только "ЗА" такую развивающую предметно-пространственную среду!

  5. Все как в биологии))) Среда определяет образ жизни и стратегию приспособленности у организмов, при этом она становится частью видовой культуры (то есть передается научением, а не через безусловные рефлексы). А для ребенка самой важной средой является семья и дом. Если среда творческая, то и ребенок — творец))) Если в среде читают, то и ребенок читает. Если среда травмирующая, то и нелады с психикой на лицо.

  6. Спасибо, Оля) После твоего комментария мы с мужем зависли на обсуждении на обсуждении влияния среды в семье на сына) Всё хорошо, но как мало я знала, когда его растила)

  7. А вот у вас, Вика все данные для того, чтобы сделать карьеру и изменить всё в системе- я считаю) ещё пару-тройку коллег вижу- так что мечтаем и ждём перемен)

  8. Какая красота и простор для фантазии. Действительно, окружение формирует образ мысли. Спасибо за полезную статью.

  9. Оксаночка, благодарю. И снова наполняюсь для свершений!!! Да, буду запасаться коробочками и будем творить. Эти коврики с камешками и такие красивые деревянные мисочки — это мечта. Пусть будет ближайшей целью.

  10. Мы очень рады, что наша статья оказалась полезной! Заходите к нам на "Реджио-педагогику дома" почаще: мы возобновили работу над проектом и скоро будут новые статьи (а в старых уже есть много дополнений!)
    И спасибо за обратную связь:))) Благодаря вам есть вдохновение трудиться дальше!

  11. Творческого вам вдохновения! С удовольствием буду следить за новостями. Кое-что поменяла в своей педагогической жизни, благодаря вашим статьям:)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *