Как познакомить ребёнка с буквами?

С чего начать? Читать  можно и нужно все вывески и названия  на улице и дома. Ну а кубики с картинками — лучшее изобретение человечества  в  деле нашего с вами детского образования. Картинки могут быть со сказочными героями, животными, или игрушками- в зависимости от интересов малыша. Я легко и неожиданно для родителей  научилась читать по картонным  кубикам с чудесными сказочными картинками в 4 года. Мой ребёнок в 4  из кубиков строил, не обращая внимания на буквы и картинки, а читать начал вдруг имена всех наших знакомых, которые сначала с интересом диктовал, запоминал и  чуть позже писал сам печатными буквами. Да и до того он увлечённо собирал «документы»: билеты, квитанции и разные обрывки печатной продукции. Вы задались целью научить ребёнка читать? Серьёзно? Тогда создайте для этого среду и условия. Может помочь специальный уютный книжный уголок или домик, где малышу можно уединиться с книгой. А когда-то детям было достаточно видеть читающих старших…

Очень нравится на этом фото из сети стена с меловой доской и деревянная полка с выемчатыми буквами

Алфавит из вязаных на пальчиках цепочек- результат замечательных совместных занятий!

Главное помнить, что мир воспринимается детьми, как и взрослыми, по-разному. И если  на слух и зрительно информации от взрослого бывает довольно, то  кинестетики останутся  с …раскрасками. Есть мнение, что большинство наших детей именно кинестетики — а это  те, которые все воспринимают через ощущения, чувства и движение, рано начинают ползать и ходить, все стремятся исследовать на ощупь. Предпочитают активные игры, где можно бегать и прыгать. Плохо концентрируются и могут быть невнимательными. Часто что-то теребят в руках, стремятся дотронуться до собеседника, любят обниматься и целоваться. Бывают капризны в отношении одежды: колючая, колется, жесткая и пр. У них хорошо развита моторная память. Чтобы, например, запомнить какую-то информацию, ребенок должен ее сам записать. Поэтому разнообразим  детскую деятельность. Не раскрашивать там, где можно сделать аппликацию из чего угодно, или настучать точек фломастерами; не обводить там, где можно наколоть зубочисткой, не только резать, но и рвать и пр.пр.пр.   Выведем кратко алгоритм действий:  увидели- озвучили-  услышали- повторили форму( проволока, пластилин, верёвки, тело)- нашли такую же- обыграли- украсили- подружились! Буква должна запомниться. Игра должна быть интересной. Разве кто-то способен не запомнить букву, если сам  вбил гвозди в деревяшку, на которой нарисована «Г»?

1.  Нам понадобится Азбука с картинками для раскрашиваниямоя любимая там много картинок:

Азбуки бывают  необыкновенно-творческими. Здесь я делаю краткий обзор и даю ссылки , по которым азбуки можно скачать. Чем картинок больше, тем лучше. Я  люблю рисовать, и одним из самых удачных моих учебных пособий оказались » хвостатые буквы»:  к букве приклеивались ленты от кассового аппарата с рисунками. Причём было совершенно очевидно на какие буквы слов  в языке больше. Рядом с изученными » хвостатыми» подвешивалась новая и на занятиях повторялись пройденные буквы, вместе со списком слов. До того обычно приходилось вытягивать из детей по слову на каждую букву и немало тренироваться. А все  «хвостатые буквы»  на прищепках были приделаны к вешалке для одежды. Похожий вариант с английскими буквами на  липучках:

 Хороший букварь И.Б. Голуб «Мой любимый букварь»

«Звуки и буквы»-  логопедический картинный материал

Азбука- раскраска

Собрание Азбук- раскрасок

Очень красивые картинки на каждую букву

 Ссылки на самые разные азбуки

2. Быстрее и крепче подружиться с новыми буквами помогает приём «оживления»  букв — буквы изображаются с глазками, в виде фигурок животных и т.д. Тогда совершенно логично для ребёнка звучит фраза» знакомимся с буквой» :

 «живой»  алфавит

Живой алфавит для занятий в группе начинаем делать с первых дней. Каждый делает свою букву, потом буквы имён своих родителей и т.д. Обыгрывается первый звук в слове, например, В- воробей и буква превращается при помощи дополнительных деталей в воробья.

А можно все буквы представить как жителей сказочного городка  Звукоречье в виде забавных звучков, про которых в книге Г.Н. Градусовой «Путешествие в страну звуков» рассказывается короткая сказка со словами на определённую букву.

3. Обыгрываем форму букв. Эта часть занятий обязательна для детей- кинестетиков, которые познают мир через движение, а таких большинство и слов учителя и картинок им мало. Всё нужно потрогать, пробежать, изобразить телом.

 наша буква «К»

 

буквы-человечки

Букву, выложенную из верёвки можно пройти ножками:

Наши волшебные шнурочки

Обратим внимание на что похожа буква. Хороша книга С. Гордиенко:

Замечательный лаконичный  вариант— обязательно именно его  использую для знакомства с буквами- можно скачать в Интернете и раскрасить:

Р , как топор; С, как месяц…

Стихи про буквы лучше сразу учить такие, которые помогают запомнить вид буквы, дают подсказку. Мои дети, сходу запоминают, например, буквы «Ы»: А бедняжка буква Ы ходит с палочкой увы…

Здесь Азбука со стихами, заданиями и местом для написания буквы. Стихи те же, что и в раскраске, обозначенной мной как лаконичный вариант выше.

3. Буквы, распечатанные  на  весь лист для всевозможных манипуляций: обвести пальчиком, раскрасить, оклеить различными материалами,вырезать, украсить,  дополнить, придумать на что похожи и т.д.- контурные буквы

Вот » Е» мы бы, например, разрисовали еловой хвоей а «С» посыпали солью или сахаром. Дети четвертого года жизни обожают такие приёмы!

4. Упражнения  для закрепления изученной буквы.

Мне  и моим детям понравилась идея накалывать зубочисткой контур буквы.

Упражнения на каждую букву

Сборник с заданиями найти спрятанные буквы на картинке

Много интересных идей в  блоге Наталии Чистоклетовой

«Игры, в которые играют дети и я»:

Мы использовали не ламинирование, а плёнку для кодоскопа, прикреплённую к картону  скобками. А ещё в саду были обнаружены старинные толстые прозрачные пластиковые папки и тоже пошли в дело!
А ещё нам нравится рисовать букву в запечатанном пакете с подкрашенным  гелем для волос.
Головоломка «Сложи букву»
«Какая буква спряталась?»- полезное упражнение с окошками
«Допиши букву!» А здесь буквы погрызли буквоедики…
Элементарное, но очень важное, упражнение «Обведи букву»!
«Рельефные буквы»- подключаем тактильные ощущения!

Рецепт рельефной краски  своими руками: 1 часть муки, 1 часть соли и 1/2- 3/4 воды, добавить красителя и залить в сосуды с  узким наконечником на крышке для удобного выдавливания краски и рисования.

Дальше дело за играми,которые помогут закрепить изученное: всевозможные лото, мемори, тактильные, логические, бродилки, металки, кормилки.           

Пусть скажет каждый: «Я знаю все буквы!»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *